Hosted by uCoz
Лекция 3. Язык и мышление, или «человек в языке»
Hosted by uCoz
Без названия 6

(на предыдущую стр.)                       (в оглавление)                       (на следующую стр.)

Лекция 3

 

Язык и мышление, или «человек в языке»

 

Должна сказать, что этот вопрос – один из наиболее сложных не только в современном языкознании, но и для науки вообще. Дело в том, что современная наука подошла вплотную к попытке исследования глобальной проблемы тайны человеческого мышления. Это, конечно, не значит, что проблему того, как «устроено» человеческое сознание наука начала исследовать только сейчас. Традиционно круг вопросов, связанных  с данной сложнейшей проблемой, исследуют в целом ряде наук, причем, не только гуманитарных, например, в математической логике, теории искусственного интеллекта, кибернетике, вычислительной математике, биологии. Ну, а в гуманитарных, это и антропология,  и философия, и психология... Но именно сейчас все эти науки подошли к тому,  процессы мышления, или, как их сейчас принято называть, ментальные процессы,  которые не поддаются прямому наблюдению (мы можем наблюдать только результаты этого процесса), можно исследовать через данные языка.  Во всех науках, которые исследуют структуры человеческого разума, признается, что язык является лучшим и, пожалуй, единственным доступом к тем ментальным процессам, которые определяют бытие человека и его поведение в обществе. Поэтому столь серьезной стала роль  лингвистики и ее задач в общей парадигме научного знания. Поэтому лингвистика стала развиваться столь бурно. Поэтому она стала распадаться на множество локальных лингвистик, т. е отдельных своих направлений, которые «выбирают» проблему и укрупняют ее, исследуя каждая свой аспект взаимосвязи человека– мышления . Поэтому 

Исходными предпосылками нашего сегодняшнего разговора будет следующее: Кто познает мир? – Человек. Назовем его субъектом познания. Поэтому мы говорим, что:

1) Картина мира неразрывно связана с человеком как субъектом познания.

Мы уже много говорили о том, что картина мира, которую создает в своем сознании человек, это не объективный взгляд на мир, что это – не научное, а обыденное представление о том, как устроен мир. Почему человек выстраивает картину мира?

2) Мир, понятый как картина, это не его изображение, а стремление человека систематизировать Вселенную – природу, историю, бытие.

И об этом мы тоже говорили. 3) Каждый народ наделен специфическими чертами мировосприятия и мышления. И эта специфичность берет свое начало в языке, на котором человек мыслит, оценивает, категоризирует.

4) Систематизируя и категоризируя, человек дает названия всему, что он понял.  Названия выражаются в знаках языка.

5) Языковая картина мира – это    не научное отражение понятого мира, а  зафиксированное в языковых формах коллективное сознание этноса,  в том числе, и донаучное.

6) Глубинная связь языка и мышления образует уникальный человеческий феномен – мировосприятие.

При раскрытии сущности языка исследователи прежде всего указывают на его принадлежность к мировым универсалиям: язык – это мир. Он соединяется с другой универсалией – мышлением. Так образуется самый совершенный (или один из самых совершенных способов)  понимания и отношения людей к миру. Язык является мировоззрением. Через язык общность людей (и целый народ, и отдельный человек) приходит к самовыражению. Язык – это знаковая система, словесный код. Но внутри этого кода находится мысль. Поэтому запомните, пожалуйста. слова немецкого философа Хайдеггера: язык – это артикуляция мысли.

Язык участвует во взаимодействии людей. Язык  имеет две формы: материальную и идеальную. Что это значит? Вы произносите или пишите слово – определенную последовательность звуков или букв. Это – материальная сторона языка. Но вы ведь думаете. выбираете нужное слово, которое именно по-вашему, лучше всего передаст тот смысл, значение,  которое наиболее вам необходимо «материализовать», перевести из вашей идеи в голове в такую форму, чтобы вы были поняты. Выбранное вами слово всегда будет носить оттенок вашего индивидуального восприятия мира и конкретной ситуации. Ведь вы можете сказать о ком-то «красавица», а можете посчитать возможности этого слова недостаточными. И тогда вы с восторгом скажите – Богиня!

И вот, что получается. Когда человек говорит, он не только называет предметы и реалии (сигнификация), но он проходит через определённые жизненные ситуации. Через слово человек называет, сообщает, понимает, обобщает. Он постепенно учится разбираться в оттенках значений и смыслов, учится выбирать нужное именно для этой речевой ситуации. Этот путь является путём отдельного человека к общему языку.

То, что человек мысленно переживает, через слово становится материальным. Человек использует слово, чтобы передать своё знание и субъективное отношение к предмету, явлению. Он оперирует знаками. И мне бы хотелось добавить, что внутреннее содержание знака, т.е. слова, расширяется для человека вместе с расширением границ его мира. Именно слово является центральной единицей языка. словосочетания, предложения, высказывания, текста, - все это выстраивается из слов и их форм (словоформы).

И хотя слово как термин имеет множество толкований и даже является предметом научных дискуссий, мы опустим эту часть вопроса. А перейдем сразу к тому, для чего человеку нужно слово? Слово служит для названия. Человек выделяет в окружающем мире какой-то объект и благодаря называнию (номинации) делает этот объект пригодным для разговора. общения, передачи информации.

Итак, слово. Каковы его функции ?

1) дать имя предмету, явлению, событию;

2) установить связь субъекта с объектом;

3) обеспечить интеллектуальную и информативную деятельность;

 4) материализовать образные модели объекта;

 5) символизация (хлеб – это и название предмета, и символ жизни; бабочка – насекомое и символ легкости, скоротечности...);

6) выразить оценочные переживания по поводу объекта;

7) устанавливать новые связи между предметами, переносить свойства одного предмета на другой, вызывая эмоциональное напряжение (например, метафора: лиса – название животного и лиса – о хитром человеке);

8) структурировать сознательные акты и т. д.

            Между словом и предметом устанавливается интеллектуальное отношение. За оболочкой слова совершается колоссальная работа по умножению и структурированию его значения. Как знак, слово универсально для любого индивидуального выражения. Но оно постоянно притягивает к себе все новые и новые признаки. И за счёт этого устанавливаются новые родственные категории. Вот, например,  слово «бабочка». Я произношу его. а в вашем сознании мгновенно происходят операции. чтобы установить, к какой из тысяч и сотен тысяч категорий оно может быть отнесено. В нашем сознании есть категории  «земное», «материальное», «живое», «насекомое» и так далее. И в зависимости от значения и контекста вы устанавливаете одну (!) из множества предметных категорий: цветок, человек, машина, насекомое, реально существующее и т. д.

 Слово позволяет устанавливать и поддерживать оппозиции: свет – тьма, мужское – женское, коллективное – индивидуальное... Слово может ограничивать своё значение, не впускать в себя то, что в предмете не мыслимо. И слово же может расширять свои границы, пропускать в свои содержания элементы далёких значений.  Слово может становится символом, когда входит в сферу иррационального: бабочка – душа – скоротечность – лёгкость – ненадёжность... И тогда оно перестаёт быть прозрачным знаком. Слова-символы могут появляться в речи спонтанно, но это уже зависит от способностей индивида.

И в этой связи мы поговорим немного о метафоре. Потому что «Среди тайн языка метафора остается одним из наиболее загадочных явлений» (Бойл 1980, с.21). Это – новое семантическое сцепление (У. Эко). В ее основе лежит процесс переноса значения с одного предмета на другой на основании какого-то общего свойства, которое называют семантическим посредником метафоры: хитрый человек – лиса (семантический посредник здесь прозрачный). Но есть и крайне сложные образцы метафоры, их называют художественными. Они рождаются как сознательный интеллектуальный и эстетический поиск автора. с точки зрения когнитивизма, метафора – это результат когнитивного процесса, когда связываются два или более (обычно не связанных) референта и в результате получаем аномалию, которая вызывает к эмоциональное напряжение. 

Как видите, даже одно отдельно взятое слово «является не элементарным атомом, а целым космосом, требующим своего поэлементного анализа» (Кибрик 2003, с. 103).

Для того, что бы  вы подумали и ответили на мой вопрос, я хочу привести слова выдающегося лингвиста Эмиля Бенвениста из его фундаментального труда «Общая лингвистика»

 «...язык – это структура, несущая значение, и мыслить – значить оперировать знаками» (2002, 114).

Структуры знания, которые зафиксированы в языке, – это естественные структуры опыта, осмысления, категоризации и  оценок мира, которые разделяют все члены данного языкового сообщества. Подавляющее большинство  сведений о мире человек постигает  в ходе деятельности, на языке, при помощи языка, через язык.

А теперь скажите, как вы считаете, справедливо ли утверждение, что

Язык отражает познание, выступая как основное средство выражения мысли, следовательно, процесс изучения языка – это косвенное изучение познания.

Для подтверждения того, о чем вы говорили, приведу слова известного лингвиста Елены Самойловны Кубряковой «… мы знаем о структурах сознания только благодаря языку, который позволяет сообщить об этих структурах и описать их на любом естественном языке…» (Кубрякова 1997, с. 21). Язык к тому же наблюдаем, поддается анализу.

Это очень серьезная проблема, с которой не может справиться в отдельности ни философия, ни антропология, ни нейробиология, логика, психология, ни теория познания и вычислительная математика и искусственный интеллект. Как видим, сам объект исследования –  человеческое мышление –  потребовал объединения усилий этих наук.  И, что очень важно, как я уже говорила, во всех этих дисциплинах признается, что именно язык и данные языка открывают доступ к тайнам человеческого мышления. Новейшая лингвистика вступила в сотрудничество с  перечисленными науками, и главным ее направлением, в которой теперь изучается язык и мышление, стала когнитивная лингвистика.

В этом бурно развивающемся направлении лингвистики признается, что владение языком предполагает концептуализацию мира. Очень обобщенно концептуализация – это система взглядов, представлений. Исследуя проблему познания человеком мира, представители когнитивной лингвистики считают, что главной составляющей когниции – познания –  является язык, и  именно поэтому одним из самых актуальных сегодня является изучение соотношения когниции и языка.

Когниция (лат. cognitio –  знание, познание и cogitatio –  мышление, размышление).  Это – познавательный процесс, с помощью которого происходит восприятие, категоризация, мышление, обработка информации; когниция включает осознание и оценку человеком самого себя в окружающем мире, построение особой картины мира, составляющей основу для поведения и ориентации человека.

И вот, что мы должны знать. Помните о том, что слово – это целый космос? Так вот,  в когнитивной лингвистике слово-космос называется концептом. И я очень коротко скажу, что это значит.

В толковых словарях собраны слова языка, где даются их толкования, значения. Когнитивная лингвистика признаёт, что в словарной дефиниции представлен лишь содержательный минимум, который является актуализацией концепта, но всегда частичной и субъективной к смысловому потенциалу. Это подтверждается общеизвестным фактом: каждый словарь – отражение субъективной авторской интерпретации объективного содержания. Именно по этому поводу еще в XYIII веке знаменитый английский писатель и лексикограф  Сэмюэл Джонсон писал: «Словари все равно что часы. Даже самые плохие лучше, чем никакие, и даже от самых лучших нельзя ожидать абсолютной точности».

Но в коллективном и индивидуальном сознании внутри данной культуры слова могут быть  связано с целым рядом смыслов, закрепленных за ним ассоциативной или символической связью. И эти смыслы не фиксируются словарями. все эти ассоциации, далекие смыслы, добавочные значения присутствуют в нашем ментальном лексиконе, который значительно шире. чем словарная статья. У нас в голове за словом закрепляется и  хранится огромная информация. Когда мы говорим хлеб, то наш ментальный лексикон дает нам не только значения. смыслы, но и картинки (например, как мы обычно покупаем хлеб, или, что однажды произошло, когда мы покупали хлеб – целый сценарий в голове!), мы храним запах хлеба, истории, связанные с ним, поговорки, пословицы, афоризмы. Мы сразу можем догадаться даже по суффиксу, как и что мы говорим о хлебе. Например, хлеб и хлебушек – это ведь не одно и тоже!

Значит, есть предмет (хлеб), есть понятие о хлебе (такой собирательный образ, что такое хлеб), есть слово-знак для его обозначения. И есть чувство, связанное с хлебом! Ведь в  процессе познания человек использует не только разум, но и чувства: чувства посылают разуму данные о познаваемой реалии, разум же обобщает информацию и делает на этом основании выводы. И когда мы читаем или произносим слово-знак, то в нашем сознании начинает работать вся эта система. Представьте себе файл в компьютере. вы ведь даете ему название. находите его именно по названию. входите – и система работает! Понятийная система. которая называется «хлеб» будет активно работать, вовлекая в себя даже такие далекие, на первый взгляд слова. как труд, пот, жизнь, борьба... И этот ряд можно продолжить. Попробуйте. Я даю вам слово «время». Напишите, сразу (но не останавливайте себя) все ассоциации, какие у вас возникнут, когда вы включите эту понятийную систему.

А теперь сравним с данными, которые мы получили. когда проводили этот эксперимент у себя в Грузии). В опросе принимали участие 80 человек, из которых: мужчин –  38, женщин –  42. Информативная группа состояла из представителей двух возрастных категорий: группа «А» – 36 человек в возрасте от  16 до 30 лет; группа «В» – 44 человека в возрасте от  35 и выше.  Испытуемым предлагалось выполнить задания свободного ассоциативного эксперимента: «Опишите время»; «Время для меня....». И вот, что выявилось:

1)           время связано не только с единицами, но и с механизмами его измерения (реальными или воображаемыми): часы, будильник, таймер, секундомер, тикает, табло, счетчик, фотоаппарат;

2)           определенный отрезок жизни ассоциативно связан с ключевым для этого периода жизни образом сознания, с тем, что/кто требует максимум времени: больница, болезнь, школа, университет, уроки, семестр, лекция, друзья, работа, соревнование, деньги, любовь, учеба, учительница, компьютер, Интернет, социальные сети (например, Facebook);

3)           время всегда оценено и эмоционально окрашено: учебное, опасное, плохое, страшное, тревожное, лучшее, веселое, хорошее, полезное, короткое, свободное, ограниченное, прекрасное, незабываемое;

4)           наделено свойствами живого существа, либо сравнивается с человеком: улетает/улетучивается, возвращается, помогает, учит, лечит, убивает, спешит, бездушно;

5)           делится на периоды жизни: детство, юность, рождение, зрелость, старость, студенчество, молодость, итог, стаж, пенсия;

6)           связано с естественными циклами: ночь, утро, день, сутки, утро года, подъем/отбой, осень жизни/ утро жизни, оборот;

7)           непостижимо:  вечность, бездна, космос, галактика, пропасть, тьма, невидимо;

8)           ассоциируется с жизнью и смертью, с пространством, кругом; размерено/отмерено.

Что же следует из всего этого? Что «время» это не только то. что говорит нам словарь, но и наши чувственные переживания. Что наши образы и знания могут опережать словари. Ни один словарь не укажет вам на то, что время в нашем сознании ассоциируется часто с тем, что в данный период жизни самое важное или самое трудное для вас.

А теперь вспомните все пословицы и поговорки, связанные со словом «время».  Делу время, потехе час. Что это, как ни принятая в культуре установка. как надо жить. Время за нами, время перед нами, а при нас его нет. А это уже – переживание, страх, сожаление, тоска... То есть прочувствованное понятие.

 Вы проанализировали, что хранится в вашем ментальном лексиконе за словом- «время». Кстати, ученые называют это интроспекцией. Самоанализ. Ведь каждый ученый – это языковая личность. Значит, можно анализировать и себя. Так что же мы выяснили? Что в нашем ментальном лексиконе хранится не только набор значений слов, которые материализуются в языковой форме, но и вся прагматическая информация языковых знаков, сформированная внутри нашей культуры.

Все это в дополнение к словарным значениям и есть концепт! Получается, что концепт – это – единица знания о мире, элемент памяти. Поэтому в нем фиксируется большой ряд предметов со сходными свойствами; он охватывает целый класс реалий

Для обозначения и исследования единиц ментального лексикона в научный обиход введены научные абстракции,  наиболее частотным из которых в лингвистике является термин «концепт».

Давайте обобщим. Слово – реально существует. Оно имеет материальную форму (устную и письменную) а концепт – это условность, о ней договорились ученые. Для чего? Чтобы представить себе те процессы, которые происходят в сознании человека, когда он думает, познает, передает информацию, запоминает, читает, понимает.

·        Концепт не существует вне мышления.

·        Концепт связан с языком и сознанием.

·        Через слова, входящие в него, концепт материализуется в языке и речи.

·        Но концепт – это единица ментального лексикона

Как надо понимать концепт? Это множество, то есть в него может входить не только то, что можно назвать словами, но и те чувства и образы, ароматы, запахи, ощущения, которые не имеют названий. Значит, не все, что входит в концепт, может быть передано словами. Концепт номинируется (называется) словом. Это его имя. Концепт «любовь», «дружба», «одиночество»... Концепты существуют как в коллективном, так и в индивидуальном сознании. То есть существует общий ряд, и потому люди, в принципе, понимают друг друга. Но есть и индивидуальный. Потому люди отличаются друг от друга. И потому так отчаянно ищут похожих на себя.

1) Картина мира неразрывно связана с человеком как субъектом познания.

2) Мир, понятый как картина, это не его изображение, а стремление человека систематизировать Вселенную – природу, историю, бытие.

3) Каждый народ наделен специфическими чертами мировосприятия и мышления. И эта специфичность берет свое начало в языке, на котором человек мыслит, оценивает, категоризирует.

4) Систематизируя и категоризируя, человек дает названия всему, что он понял.  Названия выражаются в знаках языка.

5) Языковая картина мира – это    не научное отражение понятого мира, а  зафиксированное в языковых формах коллективное сознание этноса,  в том числе, и донаучное.

6) Глубинная связь языка и мышления образует уникальный человеческий феномен – мировосприятие.

Язык – это артикуляция мысли

М. Хайдеггер

 

Функции слова

1) дать имя предмету, явлению, событию;

2) установить связь субъекта с объектом;

3) обеспечить интеллектуальную и информативную деятельность;

 4) материализовать образные модели объекта;

 5) символизация (хлеб – это и название предмета, и символ жизни; бабочка – насекомое и символ легкости, скоротечности...);

6) выразить оценочные переживания по поводу объекта;

7) устанавливать новые связи между предметами, переносить свойства одного предмета на другой, вызывая эмоциональное напряжение (например, метафора: лиса – название животного и лиса – о хитром человеке);

8) структурировать сознательные акты и т. д.

 

 

 «...язык – это структура, несущая значение, и мыслить – значить оперировать знаками»

(Эмиль Бенвенист.  «Общая лингвистика»)

Язык отражает познание, выступая как основное средство выражения мысли, Следовательно, процесс изучения языка – это косвенное изучение познания.

Когниция (лат. cognitio –  знание, познание и cogitatio –  мышление, размышление). 

Когницияэто  познавательный процесс, с помощью которого происходит восприятие, категоризация, мышление, обработка информации;

Когниция включает:

·        осознание и оценку человеком самого себя в окружающем мире;

·        построение особой картины мира, составляющей основу для поведения и ориентации человека.

 

·        время связано не только с единицами, но и с механизмами его измерения (реальными или воображаемыми): часы, будильник, таймер, секундомер, тикает, табло, счетчик, фотоаппарат;

·        определенный отрезок жизни ассоциативно связан с ключевым для этого периода жизни образом сознания, с тем, что/кто требует максимум времени: больница, болезнь, школа, университет, уроки, семестр, лекция, друзья, работа, соревнование, деньги, любовь, учеба, учительница, компьютер, Интернет, социальные сети (например, Facebook);

·        время всегда оценено и эмоционально окрашено: учебное, опасное, плохое, страшное, тревожное, лучшее, веселое, хорошее, полезное, короткое, свободное, ограниченное, прекрасное, незабываемое;

·        наделено свойствами живого существа, либо сравнивается с человеком: улетает/улетучивается, возвращается, помогает, учит, лечит, убивает, спешит, бездушно;

·        делится на периоды жизни: детство, юность, рождение, зрелость, старость, студенчество, молодость, итог, стаж, пенсия;

·        связано с естественными циклами: ночь, утро, день, сутки, утро года, подъем/отбой, осень жизни/ утро жизни, оборот;

·        непостижимо:  вечность, бездна, космос, галактика, пропасть, тьма, невидимо;

·        ассоциируется с жизнью и смертью, с пространством, кругом; размерено/отмерено.

 

·        Концепт не существует вне мышления.

·        Концепт связан с языком и сознанием.

·        Через слова, входящие в него, концепт материализуется в языке и речи.

·        Но концепт – это единица ментального лексикона

 

(на предыдущую стр.)                       (в оглавление)                       (на следующую стр.)

 

Hosted by uCoz