Ж. А. Вардзелашвили                                                                                                    В каталог

РЕПЛИКАТИВНАЯ ТЕХНИКА КАК МОТИВИРУЮЩАЯ СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ

          Несмотря на богатый опыт и сложившиеся традиции, вопрос о совершенствовании методов, стратегий и тактик преподавания иностранных языков является центральным в современной лингводидактике. Теоретические и практические стороны этой проблемы имеют общие и частные аспекты, зависящие от сущностных свойств того или иного языка как предмета обучения и доминирующих научных парадигм в лингвистике и педагогике, но стержнем всех научно-практических дискуссий в области методики преподавания РКИ остается вопрос, отчеканенный еще в сороковые годы прошлого столетия выдающимся лингвистом Л. В. Щербой: «как надо поступать для достижения того или иного определённого результата» [1, с. 8]. Многолетняя практика преподавания русского как иностранного языка – это синергия теории (описание, интерпретация и компрессия системы русского языка с учетом специфических параметров различных категорий иностранной аудитории) и практики обучающей деятельности («кого и как?», «чему и когда?» и т.п.).
С позиций современной психологии, активность и успех в каждом из видов осмысленной человеческой деятельности связаны с динамическим процессом внешней и внутренней мотивации. Здесь мы не вступаем в дискуссию по поводу терминологического наполнения понятия «мотивация», описывающего этот сложный психофизиологический феномен. Очень обобщенно, мотивация может быть понята как способность человека действовать для решения задачи – ясной и важной. Такая задача – это мотив, потребность, достижение которой вызывает положительные эмоции. Мотивация как динамический процесс связана с возрастными особенностями личности и влиянием внешних факторов на человека.
В современной теории обучения не вызывает сомнения, что все перечисленное релевантно и для учебной деятельности: ни цели, ни задачи учебного предмета не могут быть достигнуты только рациональными обоснованиями, даже если их изложение соответствует знаниям и опыту учеников. В педагогике мотивация трактуется как обобщенное понятие для всех процессов (включая методы и способы), побуждающих к активной познавательной деятельности.
Если ученик активен на уроке, но эта активность мотивирована только желанием быть замеченным, лучшим, получить похвалу, высокую оценку или избежать порицания – это внешняя мотивация, связанная с внешними обстоятельствами деятельности. Если же ученик активен потому, что ему интересно и приятно то, что он делает, а знания и умения, которые он приобретает, осознаны им как ценность – это внутренняя мотивация, связанная с осмыслением содержания деятельности. Естественно, что границы между экстраполированными видами мотивации носят условный характер и не могут быть четкими.
Отталкиваясь от вышеизложенного и обобщая опыт работы со студентами бакалавриата Грузинского технического университета I и II года обучения, предлагаем вниманию коллег разработанную нами мотивирующую «репликаторную» технику, которая, как представляется, расширяет диапазон стратегий, направленных на развитие коммуникативных навыков на занятиях по РКИ.
Как следует из названия, в основе техники лежит латинское понятие “replico”: 1) повторение; 2) ответ. Этот термин используется в научном аппарате биологии, но здесь он адаптирован для лингводидактических целей и, что существенно, вбирает оба значения первоисточника. Таким образом, стержнем техники являются повторение и ответ. Лингводидактический аспект: создание мотивирующей обстановки для достижения предметных целей и учебных задач – развития грамматических навыков, запоминания новых слов в синтагмах и фразах, активизации лексики, развития коммуникативной компетенции.
Алгоритм  работы в аудитории предполагает следующие шаги: 1) выбор и моделирование коммуникативной ситуации; 2) составление списка вопросов, возможных в данной коммуникативной ситуации; 3) обсуждение вариантов возможных реплик и построение наиболее частотных речевых конструкций, которые будут ответами-матрицами (акцент на функционировании языковых единиц в речи, сопоставление с родным языком); 4) ролевая игра в вопросно-ответной форме для повторения ответов-матриц (внешняя и внутренняя мотивация); 5) индивидуальное задание: придумать новую ситуацию, в которой  можно использовать отработанные ответы-матрицы (когнитивное напряжение, внутренняя мотивация); 6)  работа в парах: составить и разыграть диалоги, используя ответы-матрицы (когнитивное напряжение, творческая активность, внутренняя и внешняя мотивация).
К сожалению, будучи ограниченными объемом публикации, мы не имеем возможности проиллюстрировать представленный шаблон примерами работы над различными коммуникативными ситуациями. Вместе с тем, надеемся, что предложенный алгоритм будет полезен коллегам как своеобразная модель, открытая для дальнейшего развития и совершенствования.

Литература: