На главную страницу                                                                                                                       В каталог

 Ж. А. Вардзелашвили

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

ЧЕЛОВЕК, ПРАВО, ЗАКОН

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПРОДВИНУТОГО ЭТАПА ОБУЧЕНИЯ, ИЗУЧАЮЩИХ

РУССКИЙ ЯЗЫК КАК ИНОСТРАННЫЙ

уровень В2

 

 

ЗАНЯТИЕ ПЕРВОЕ

1.

А) СЛУШАЙТЕ СЛОВА, ЗАПОМИНАЙТЕ УДАРЕНИЯ.

закон – > законный                         общество – > общественный

система – > системный                  специфика –  > специфический

право – > правовой                         гражданин – > гражданский

характер – > характерный             процесс –  > процессуальный

история – > исторический              конституция –>  конституционный

нация – > национальный                 Европа – >европейский

 

Б) ПОДБЕРИТЕ К ДАННЫМ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫМ ПОДХОДЯЩИЕ ПО СМЫСЛУ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ, СОГЛАСУЯ РОД И ЧИСЛО.

ИНТЕРЕСЫ, КОДЕКС, ВОПРОС, АСПЕКТ, СПРАВКА, БРАК , СУД, ПОДХОД, ПРАВО, ОБВИНИТЕЛЬ, ВЗГЛЯДЫ

 

2. ОБРАЗУЙТЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ ОТ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ.

государство                                               Рим

экономика                                                  Греция

республика                                                Европа

практика                                                     Россия

теория                                                         континент

объем                                                  доверие

собственность                                   патриархальность

 

 

!!! Обратите внимание:  

русский – о том, что принадлежит русским, создано русскими,  свойственно русским. Русский язык, русский народ, русская литература.   

российский  - о том, что относится к России, свойственно ей. Российская Федерация, Российский парламент,  Российское телевидение.

доверчивый  легко доверяет. Доверчивый человек. Доверчивая улыбка

доверительный выражающий доверие, свидетельствующий о доверии. Доверительные отношения. Доверительный тон.

объемный величина, которая измеряется в кубических единицах (объем). 2. Имеющий трехмерное измерение. 3. =Объемистый.

объемистый большой по объему, величине (Разг.). Объемистый портфель.

экономический к Экономика. Экономический кризис. Экономические законы.

экономичныйдающий возможность что-либо сэкономить, выгодный. Экономичная машина. Экономичные расчеты.

практичный хорошо разбирающийся в жизненных делах. Практичный человек. 2. Выгодный, удобный. Практичный метод. Практичный цвет.

практический – относящийся к практике, связанный с реальными потребностями. Практические вопросы. Практическое значение.

 

3. ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ. ДЛЯ ЭТОГО ВАМ НЕОБХОДИМО ВЫБРАТЬ ПОДХОДЯЩЕЕ ПО СМЫСЛУ СЛОВО.

1) На книжной ярмарке широко представлена классическая русская / российская литература.

2) В Российской Федерации государственный язык русский / российский.

3) Его лицо осветила доверчивая / доверительная улыбка.

4) На переговорах установили доверчивые / доверительные отношения.

5) Он вышел из библиотеки с объемистой / объемной  пачкой газет.

6) Было очень приятно, что студенты справились с этой объемистой / объемной  темой.

7) Международный форум по актуальным экономическим / экономичным вопросам обещает быть интересным.

8) Конструкторы работают над созданием все более экономических / экономичных двигателей.

9) Для рабочей одежды обычно выбирают практичные / практические цвета.

10) Эта работа имеет не только теоретическое, но практичное / практическое значение.

 

4. ОБЪЯСНИТЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛЕДУЮЩИХ ГЛАГОЛОВ. ОБРАЗУЙТЕ ОТ НИХ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ.

судить                                              заимствовать

регулировать                                    объединять

различать                                          совпадать

развивать                                           отличать

влиять                                                выделять

формировать                                     применять

понимать                                           сглаживать

сводить                                              воздействовать

доверять                                            отражать

тяготеть                                             обладать

5. ПРОЧИТАЙТЕ ТЕКСТ.

Понятие гражданско-правовой системы

1. Правовая система каждого государства отражает закономерности развития общества. Она учитывает его исторические, национальные и культурные особенности. Современные государственные образования имеют свою правовую систему, которая обладает как общими чертами правовых систем других государств, так и отличиями от них. Для современного развития гражданско-правовых систем характерна унификация национально-правовых систем путем сглаживания наиболее существенных различий и взаимного заимствования наиболее характерных соответствующих институтов.

2. Гражданское право возникло с появлением государственно-организованного общества. В момент своего зарождения оно представляло свод самобытных правил, которые регулировали сложившиеся экономические отношения. В процессе становления государственности большинство стран, развивая свою правовую систему, испытывали влияние уже существующих правовых систем. Сильнее всего это проявлялось на формировании гражданского права. Данная отрасль регулирует экономические отношения. По сравнению с другими социальными отношениями она носит унифицированный характер. Например, римское право подверглось воздействию греческого и финикийского права. В дальнейшем оно оказало сильнейшее влияние на право многих стран современной Европы.

          3. Гражданское право любого экономически развитого государства развивается на базе собственного практического и теоретического опыта. Но при этом оно применяет и наиболее эффективные правовые нормы других правовых систем. Так, принятый в 1994-1995 г.г. новый ГК РФ использовал нормы ГК РСФСР 1964 г. и лучшее, что имелось в гражданско-правовых системах мира.

          4. Основным способом воздействия на формирование гражданского права того или иного государства было заимствование правовых институтов из уже существующих гражданско-правовых систем. Это заимствование могло иметь прямой или косвенный характер. В результате такого заимствования в отдельных группах государств сформировались институты гражданского права, похожие по своим принципам. Такие группы государств образуют гражданско-правовую систему, или семью. При этом  государства, которые образуют гражданско-правовую семью, развиваются по сходным экономическим закономерностям.

5. По характеристике основных компонентов гражданско-правовой системы можно отличить одну гражданско-правовую систему от другой. В настоящее время сложились следующие правовые системы: романо-германская, или континентальная, англо-американская, или система общего права, а также мусульманская и патриархальная. Континентальная система права применяется практически во всех странах Европы (кроме Великобритании), а также во многих странах Латинской Америки, Японии, Китае. Англо-американская система существует в Великобритании, США и странах английского содружества (Канада, Австралия, Новая Зеландия).
Мусульманская система права действует в мусульманских странах Среднего Востока (страны Ближнего Востока вместе с Ираном и Афганистаном).
Патриархальная система права сохраняет свое влияние в некоторых государствах Африки, Индокитая и Океании.
Современное гражданское право, в условиях широкого развития международных экономических отношений, тяготеет к унификации национальных правовых систем путем взаимного правового обогащения и сглаживания наиболее существенных различий тех или иных институтов.

 

КОММЕНТАРИЙ

 

государственное образование (здесь)  – государство

закономерность (чего?) развития, успехов, результата(род. п.)

унификация путем (чего?) сокращения, экономии (род. п.)

сглаживание (чего?) различий, разногласий (род. п.)

взаимный – по отношению друг к другу

соответствующий – нужный, подходящий для данного случая

возникло с появлением  (чего?)  законов, конституции (род. п.)

самобытный – оригинальный

свод – материалы, тексты, документы, сведенные (собранные) в одно целое, расположенные в определенном порядке (чего?) правил, законов(род. п.)

государственность – государственный строй, государственное устройство общества

становление (чего?) государственности, системы (род. п.)

ГК РФ – государственный кодекс (чего?) Российской Федерации (род. п.)

ГК РСФСР - государственный кодекс Российской Советской Федеративной Социалистической республики

воздействие – влияние (на что?) на организм (вин. п.); (чего?) радиации (род. п.)

способ воздействия – путь, образ, метод влияния (на что?)  на общественное мнение (вин. п.)

сходный – схожий, похожий, одинаковый

тяготеть– стремиться, склоняться (к чему?) тяготеть к разнообразию(дат. п.); быть угрозой (над чем?) –  над ним тяготеет страшное обвинение(дат. п.)

 

 

 

 6. НАЙДИТЕ ОТВЕТЫ В ТЕКСТЕ. (Для облегчения поиска в скобках указан абзац).

 *Какие особенности учитывает правовая система каждого государства? (1)

*Какими чертами обладают  правовые системы современных государственных образований? (1)

* С чем связано возникновение гражданского права? (2)

*Какие отношения регулирует гражданское право? (2)

* Как происходит унификация национально-правовых систем различных государств в современном обществе? (1)

* На базе чего развивается гражданское право любого экономически развитого государства? (3)

* Под чьим влиянием сформировалось римское право? (2)

*Что считается основным способом воздействия на формирование гражданского права того или иного государства? (4)

* В результате чего образуется гражданско-правовая система нескольких государств (семья)? (4)

* Какие правовые системы сложились в настоящее время? (5)

* К чему тяготеет современное гражданское право? (5)

* Где применяется континентальная система права?  Англо-американская? Мусульманская? Патриархальная? (5)

* Что оказало сильнейшее влияние на право многих стран современной Европы? (2).

 

6. ОТМЕТЬТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ВАРИАНТ.

1.Англо-американская система права действует:

а) также во многих странах Латинской Америки, Японии, Китае;

б) практически во всех странах Европы;

в) в некоторых государствах Африки, Индокитая и Океании;

г) в Великобритании, США и странах Английского содружества (Канада, Австралия, Новая Зеландия).

2. Группы государств, которые образуют гражданско-правовую систему, или семью:

а) развиваются по сходным экономическим закономерностям;

б) заимствуют правовые институты из уже существующих гражданско-правовых систем;

в)  развиваются по сходным экономическим закономерностям и заимствуют правовые институты из уже существующих гражданско-правовых систем.

3. В условиях широкого развития международных экономических отношений современное гражданское право:

а) становится все более отличающимся от страны к стране;

б) тяготеет к унификации, т. е. сглаживанию наиболее существенных различий.

4. Сильнее всего влияние уже существующих правовых систем сказывается при формировании:

а) трудового права;

б) уголовного права;

в) международного права;

г) гражданского права.

 

СЛОВО ПРАВО В РУССКОМ ЯЗЫКЕ ОЗНАЧАЕТ:

I

1. Моральные нормы и правила поведения, которые устанавливаются и охраняются государством для регулирования общественных отношений между людьми. Право феодального общества. // Совокупность (свод) законов и постановлений (указов) государства, которые относятся к какой-либо стороне общественной жизни и деятельности общества. Гражданское право. Трудовое право.

2. Наука, которая изучает отражение этих законов и постановлений в законодательстве; учебная дисциплина такого содержания. Лекция по уголовному праву.

3. Свобода, возможность действовать, осуществлять что-либо или пользоваться чем-либо в рамках закона. Защита авторских прав. Политические права граждан.

4. Официальное разрешение  на что-либо; допуск к выполнению каких-либо обязанностей, к занятию какой-либо должности. Получить право преподавать.// Только во мн. числе: права – документ, который разрешает лицу управлять автомобилем, мотоциклом и т. п. Водительские права.

5. Возможность действовать, поступать каким-либо образом. Бороться за право выступать.

6. Причина, основание для каких-либо действий. Имеет право подать в суд.

II

1. наречие к прилагательному Правый (право, правее). В той стороне, которая противоположна левой. Правый глаз. // Ни в чем не виноватый. Чувствую себя правым. //То (тот), в чем ( в ком) заключается правда. Бороться за правое дело. / /

III

 Первая часть сложных слов.

1. Обозначает отнесенность к законодательству, правам. Правозащита, правонарушение, правоохранительный.

2. Обозначает отнесенность к правой стороне. Правосторонний, правобережный.

 

7.  ВЫПИШИТЕ ИЗ СПИСКА СЛОВА, КОТОРЫЕ ОТНОСЯТСЯ К ОБЛАСТИ ПРАВА. У ВАС ДОЛЖНО ОСТАТЬСЯ ЧЕТЫРЕ ЛИШНИХ СЛОВА. ОБЪЯСНИТЕ, ПОЧЕМУ?

правозащита, правовед, правонарушитель, правонаследник, правопреемник, православие, правоспособный, правотворческий, правонарушение, правомочный, правоверный, правовед, правозащитный, правообладатель, правоохранительный, правописание, правосудие, правопорядок, правоведение, правовой, правозащитник, правомерный, правонарушитель, правосознание, правосудие, правобережный.

 

8. ДОПОЛНИТЕ СЛЕДУЮЩИЙ ТЕКСТ, УПОТРЕБИВ СЛОВА, ДАННЫЕ В СКОБКАХ В ПРАВИЛЬНОЙ ГРАММАТИЧЕСКОЙ ФОРМЕ.

В момент..................... (зарождение) гражданское право представляло свод.............................(самобытные правила), которые регулировали сложившиеся экономические отношения. Правовая система............................................ (любое государство) отражает закономерности развития общества, его исторические, национальные и культурные особенности. Гражданское право экономически развитого государства развивается на базе....................................... (собственный практический  и теоретический) опыта. Те государства, которые образуют гражданско-правовую семью, развиваются по..................................................... (сходные экономические) закономерностям. По характеристике основных компонентов......................................................... (гражданско-правовая) системы можно отличить одну гражданско-правовую систему от другой. Современное гражданское право тяготеет к унификации.............................................(национальные  правовые) систем.

 

9. ПОДБЕРИТЕ К СЛОВАМ В ПРАВОЙ КОЛОНКЕ СИНОНИМЫ ИЗ ЛЕВОЙ:

адвокат                           правовой

юрист                              подсудность

юриспруденция             защитник

юрисдикция                    правовед

юридический                  правосудие

юстиция                           правоведение

 

 

10. ПРОЧИТАЙТЕ ПОСЛОВИЦЫ, ОБЪЯСНИТЕ ИХ ЗНАЧЕНИЕ. ВЫБЕРИТЕ ПО ЖЕЛАНИЮ ЛЮБУЮ И НАПИШИТЕ ЭССЕ НА ТЕМУ.

*Человек не для себя родится .

*Цель человека – вечность, закон его – совесть.

* Грешить легко – трудно каяться. (каяться – сознавать свою вину, признавать ошибки)

* Счастлив тот, у кого совесть спокойна.

 

 

 

 

 

 

 

ЗАНЯТИЕ ВТОРОЕ

1.     СЛУШАЙТЕ СЛОВА, ЗАПОМИНАЙТЕ УДАРЕНИЯ:

 

преимущество – преимущественно – преимущественный

учреждать – учреждение – учрежденческий

предназначать – предназначение – предназначенный

полномочие – полномочный – уполномочивать

уклонение – уклоняться – неуклонный

соблюдать – соблюдение – соблюдающий

обоснование – обоснованность – обоснованный

начальный – первоначальный – изначальный – изначально

проверять – выверять – выверенный

обусловить –  обуславливать – обусловленный

соответствие – соответствовать – соответствующий – соответственно

определить – определение – определенный – определенно

непременный – непременно – непременность

принуждать – принуждение

 

2.     РАСПРЕДЕЛИТЕ СЛОВА ИЗ СПИСКА ПО ТАБЛИЦЕ:

что?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

что делать?/ что сделать?

  какой?

     как?                                                            

 

 

3.     ДОПОЛНИТЕ РЯД:

ПРАВО (на что?): 

социальное обеспечение, образование, жилище, неприкосновенность частной жизни, информацию...

          ПРАВО (какое?)

уголовное, трудовое, налоговое, таможенное, семейное....

          ПРАВО (чего?)

законодательной инициативы, частной собственности....

 

4.     ПОДБЕРИТЕ К ДАННЫМ ТЕРМИНАМ СООТВЕТСТВУЩИЕ ДЕФИНИЦИИ:

ПРАВОМОЧИЯ – ....................................;

ПРАВОМЕРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ – .................................;

ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ – .............................................;

ПРАВОПОРЯДОК –  ..........................................................;

ПРАВОСОЗНАНИЕ – ....................................;

ПРАВОСОПОСОБНОСТЬ – ....................................;

ПРАВОСУДИЕ – ...................................;

ПРАВОВОЕ ОТНОШЕНИЕ – ......................................................

... преимущественно государственные учреждения, основное предназначение которых – правоохранительная деятельность. Важную правоохранительную функцию выполняют также адвокатура и некоторые другие негосударственные структуры.

...то же, что и полномочия, т. е. права и обязанности государственного органа, органа местного самоуправления, должностного лица, иных участников общественных отношений, установленные нормативным юридическим актом.

...осуществляемая судом правоохранительная деятельность по рассмотрению и разрешению гражданских и уголовных дел при неуклонном соблюдении требований закона и установленного им порядка, обеспечивающих законность, обоснованность, справедливость и общеобязательность судебных решений

...одна из важнейших составных частей общественного порядка как системы различных социальных норм, регулирующих общественные отношения.

...урегулированное нормами права общественное отношение, участники которого являются носителями субъективных прав и юридических обязанностей, охраняемых и гарантируемых государством.

...совокупность идей, взглядов, чувств, переживаний и представлений отдельных людей, социальных групп, слоев и классов о действующем праве, правосудии и законности, а также о том, какими они должны быть.

...установленная законом способность лица или организации быть носителем субъективных прав и юридических обязанностей. Она выступает в качестве первоначального условия, общей предпосылки участия в правоотношениях. Наличие П. означает наличие юридической возможности лица своими действиями порождать субъективные права и юридические обязанности.

...разновидность социального поведения людей. В условиях существования правового государства и гражданского общества – определенный стандарт социально значимых действий и поступков людей. Является антиподом неправомерного или противоправного поведения.

5.     ПРОЧИТАЙТЕ ТЕКСТ.

ЧТО ТАКОЕ ПРАВО?

В мировой юридической литературе наиболее распространенным является следующее определение права: «право – это система общеобязательных социальных норм, которые выражают волю государства и которая охраняется его силой». Эта система представляет собой не случайный набор норм, а строго выверенную, упорядоченную совокупность определенных правил поведения, которые носят общеобязательный характер.

Общеобязательность означает непременность выполнения всеми членами общества требований, содержащихся в нормах права. Общеобязательность возникает вместе с нормой права, вместе с нею развивается и изменяется.

Право обусловлено экономическим строем общества, его социальной структурой, политическими отношениями. Оно испытывает на себе влияние исторических традиций, моральных норм  и ценностей, закрепленных   в данной культуре.

 Как и любая система, она складывается из взаимосвязанных между собой и взаимодействующих друг с другом элементов. Таковыми являются нормы права или правила поведения. Система должна быть внутренне единой и непротиворечивой. Отдельный структурный элемент правовой системы называется нормой. Нормы и связи, возникающие между нормами, должны быть направлены на выполнение регулятивных и иных функций, на достижение единых целей.

Существует множество различных социальных норм, но только система правовых норм исходит от государства. Право охватывает все важнейшие сферы общественной жизни. Оно закрепляет отношения собственности, является основой регулирования меры и форм распределения труда и продуктов труда (гражданское право, трудовое право),  регламентирует организацию и деятельность государственного механизма (государственное право, конституционное право, административное право). Право определяет меры борьбы с посягательствами на существующие общественные отношения и процедуру решения конфликтов (уголовное право, процессуальное право). Право распространяется и на межличностные отношения (семейное право). А соглашения между государствами регламентируются международным правом.

Право охраняется и обеспечивается государством, а в случае нарушения требований, содержащихся в нормах права, поддерживается государственным принуждением. Государство не может безразлично относиться к актам, издаваемым или санкционируемым им. Поэтому государство создает все условия для их реализации, охраняет от нарушений и гарантирует их. Одним из широко используемых при этом методов является государственное принуждение. Оно должно применяться только уполномоченными на то органами, действующими строго в рамках и на основе закона, а также в соответствии с предусмотренными законом процессуальными правилами.

 

КОММЕНТАРИЙ

 

общеобязательный (какой?) – обязательный для всех.

выверенный (какой?)– очень точно проверенный

упорядоченный (какой?) – подчиненный определенному порядку

непременный (какой?) – совершенно обязательный

обусловленность (что?) – зависимость от каких-л. условий, причин.

противоречие (что?) – положение, при котором что-то одно исключает другое.

регулятивный  (какой?) – направляющий,  вносящий порядок.

посягательство  (что?) – попытка незаконно  сделать что-л., завладеть чем-л.

принудительный (какой?) – совершаемый насильно

принуждение (что?)

полномочие (что?; обычно во мн. ч. )  – право, предоставленное кому-л. на совершение чего-л.

уполномоченный  (1. какой?; 2. кто?) – наделенный какими-л полномочиями.

 

6.     НАЙДИТЕ ОТВЕТЫ В ТЕКСТЕ.

·        Как определяется право в мировой юридической литературе?

·        Что означает понятие «общеобязательность»?

·        Чем обусловлено право?

·        Как называется отдельный структурный элемент правовой системы?

·        Какие функции выполняют нормы?

·        Какие сферы общественной жизни охватывает право? Назовите их.

·        Влияют ли исторические и культурные традиции на правовую систему государства?

 

7.     ОТМЕТЬТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ВАРИАНТ

1.     В мировой юридической литературе:

а) отсутствует единая точка зрения на вопрос о том, что такое право;

б) право определяется как система общеобязательных социальных норм, которые выражают волю государства и которая охраняется его силой.

2. Общеобязательность:

а) устойчивое понятие, которое не может зависеть от изменяющихся реалий, в том числе и от норм права;

б) изменяется и развивается вместе с нормой права.

3. Право охватывает:

а) все важнейшие сферы общественной жизни;

б) лишь определенный ряд сферы общественной жизни.

4. Одним из методов  реализации и охраны права является:

а) акт, издаваемый государством;

б) государственное принуждение.

 

8.     ОТ ДАННЫХ ГЛАГОЛОВ ОБРАЗУЙТЕ ПРИЧАСТИЯ

Образец: думать – думающий;  относиться – относящийся  

распространять –                                       охранять –

выражать –                                                 представлять –

выверять –                                                  содержать –

действовать –                                             регламентировать –

обеспечивать –                                          гарантировать –

решать –                                                     бороться –

применяться –                                           использовать –

9. ДОПОЛНИТЕ СЛЕДУЮЩИЙ ТЕКСТ, УПОТРЕБИВ СЛОВА, ДАННЫЕ В СКОБКАХ В ПРАВИЛЬНОЙ ГРАММАТИЧЕСКОЙ ФОРМЕ.

Данное положение означает непременность............. (выполнение) всеми членами общества....................................... (перечисленные требования).  Связи, возникающие между..................( нормы), должны быть направлены на выполнение..........................................( регулятивные  и иные  функции). Является...........................(антипод) неправомерного или противоправного поведения. Право определяет меры борьбы с..................................... (посягательства) на существующие общественные отношения. Оно должно применяться только........................................ (уполномоченные органы). Соглашения между..........................................(государства) регламентируются.................................................( международное  право).

10.                        ПЕРЕВЕДИТЕ ПРИЧАСТИЯ НАСТОЯЩЕГО ВРЕМЕНИ В ФОРМУ ПРОШЕДШЕГО.

Образец: использующий – использовавший;

использующийся - использовавшийся

распространяющий –                             представляющий –

гарантирующий –                                   выражающий –

обеспечивающий –                                 решающий –

регламентирующий –                            применяющий –

охраняющий –                                         выполняющий –

11.                         ПЕРЕВЕДИТЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЕ ПРИЧАСТИЯ В СТРАДАТЕЛЬНЫЕ

Образец: использующий – используемый

распространяющий –                             представляющий –

гарантирующий –                                   выражающий –

обеспечивающий –                                 решающий –

регламентирующий –                            применяющий –

охраняющий –                                         выполняющий –

          11. СОСТАВЬТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМИ И СТРАДАТЕЛЬНЫМИ ПРИЧАСТИЯМИ.

          12. ПРОЧИТАЙТЕ ПОСЛОВИЦЫ, ОБЪЯСНИТЕ ИХ ЗНАЧЕНИЕ.

*Бумаги клочок в суд поволочет.

*Была вина, да прощена.

*Дракою прав не будешь.

*Дыму без огня не бывает.

*Один раз соврешь – другой не поверят.

*Того не берут, чего в руки не дают.

 

ЗАНЯТИЕ ТРЕТЬЕ

 

1.     СЛУШАЙТЕ СЛОВА, ЗАПОМИНАЙТЕ УДАРЕНИЯ:

 

преступить – преступать – преступление – преступный – преступник

действие – поступок – дело – деяние – деятель – деятельность

деятельный – действенный – действительный – деловой

ведение – вести – поведение – поступок – поведенческий

ведение – заведение – учреждение – вести

производить – произвести – производство –делопроизводство

двигать – движение – телодвижение – двигательный

вредно – вредный – вредоносный

падать – попадать – подпадать – подпасть

завладеть – отнять – посягать – посягнуть – посягательство

отнять – лишить – лишение – лишенный – лишен

справиться – одолеть – преодолеть – преодолимый – непреодолимый

смотреть – предусмотреть – предусмотренный

сознавать – сознательно – сознательный – вменяемый – вменять

!!! Обратите внимание: 

деятельный – проявляющий особенную энергию, старание, постоянно действующий, работающий. Деятельная натура.

действенный – способный активно действовать, воздействовать на что-л.  Действенные меры.

действительный – существующий или существовавший на самом деле, реальный, настоящий. Действительный факт.

попадать – попасть – 1. Поразить какую-л. цель, достичь чего-л. Камень попал в окно. 2. Оказаться где-л. Брызги попали в окно; Попали в чужой дом. 3. О наказании, которое кто-л. получил или может получить. Мальчишке попало от отца.

подпадать (подпасть) – оказаться под воздействием чего-л. или в зависимости от чего-л., кого-л. Подпасть под уголовную статью.

переступить (устаревшее) – 1. Перешагнуть кого-что, через кого-что. Переступить через лужу. 2. Подавить что-л. Переступить через страх. 3. Нарушить что-л. Переступить закон.

преступить – самовольно нарушить что-л. Преступить закон.

 

2.     ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ. ДЛЯ ЭТОГО ВАМ НЕОБХОДИМО ВЫБРАТЬ ПОДХОДЯЩЕЕ ПО СМЫСЛУ СЛОВО.

1.     В тридцать семь лет этот талантливый ученый стал действительным / действенным  членом  Академии наук.

2.     Все ожидали от Организации Объединенных Наций действительных / действенных мер по оказанию помощи беженцам.

3.     Это был очень действенный / деятельный человек.

4.     Трудно понять, как этот милый человек попал / подпал под власть.

5.     Пуля пролетела несколько метров и попала / подпала в открытое окно.

6.     Для того, чтобы переступить / преступить на сухое место, нужно сделать большой шаг.

7.     Кто в состоянии переступить / преступить закон нравственный, тот в состоянии  переступить / преступить  и закон юридический.

3.     СГРУППИРУЙТЕ ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА:

преимущество, виноватый, преступить, характеристика, действенный, система, предназначенный, вредоносный, учреждение,  ведение, законный, преступление, обоснование, процесс, преимущественно, национальность, вредный, телодвижение, закон, внешность, общественный, системный, проверять, внешний, вменяемый, преступник, действие, характерный,  предназначать, поведение, движение, нация, поведенческий, вредно, вменять, непременный, общество, определение, внешне, преступать, правовой, виновный, действительный, выверять, учрежденческий,  предназначение, уполномочивать, безвинный, начальный, соответственно, преступный, правовед, виновник, деяние, изначальный, характер, процессуальный, законотворчество, национальный, невинный, законно, соответствующий,  преимущественный,  учреждать, первоначальный, полномочный, обоснованный,  определенный, непременно, изначально, полномочие, выверенный, обоснованность, определять, соответствие.

4.     ОБРАЗУЙТЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЕ И СТРАДАТЕЛЬНЫЕ ПРИЧАСТИЯ.

преступить –                                                           уполномочивать –

предназначать –                                                      соответствовать –

учреждать –                                                            определять –

действовать –                                                          обосновать –

достигать –                                                              наказывать –

обвинять –                                                               вменять –

осознавать –                                                            предлагать –

 

5.     ПРОЧИТАЙТЕ ТЕКСТ.

         ЗНАЧЕНИЕ ПОНЯТИЯ «ПРЕСТУПЛЕНИЕ»

Преступление – это виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным Кодексом под угрозой наказания. Под преступлением понимается только деяние, т. е. поведение человека, которое объектированно в определенной форме. Ни мысли, ни намерения или желания, которые не имели внешнего выражения и не были реализованы в общественно опасном поступке, не могут признаваться преступлением.

С правовой точки зрения  деяние рассматривается как акт человеческого поведения, который может выражаться в двух формах. Первая форма – активное поведение субъекта (действие). Вторая форма – пассивное поведение (бездействие). Пассивное поведение  состоит в несовершении лицом того действия, которое оно обязано было или могло совершить.

          При этом очень важно, что деяние не может рассматриваться как преступное, если человек был лишен свободы выбора в результате физического или психического принуждения. Или –  в результате действия непреодолимой силы.

          Действие имеет свое начало и конец, и это очень важно для установления в деянии лица следующих признаков:  оконченного преступления, приготовления, покушения или добровольного отказа от совершения преступления. Конечный момент действия – это или наступление преступного результата, который указан в законе, или  последний акт  целого ряда телодвижений, которые в совокупности образуют уголовно наказуемое действие.

          Обязательными признаками преступления с точки зрения права являются: 1) общественная опасность; 2) уголовная противоправность; 3) виновность; 4) наказуемость деяния.

Общественная опасность означает, что деяние вредоносно для общества, другими словами, оно причиняет или создает угрозу причинения существенного вреда общественным отношениям. Например, собственности, правам и свободам человека, общественному порядку и общественной безопасности, конституционному строю, миру и безопасности человечества.

          Уголовная противоправность означает, что общественно опасное деяние  предусмотрено законом в качестве преступления.

          Виновность вытекает из принципа вины, закрепленного в Уголовном Кодексе: «Лицо подлежит уголовной ответственности только за те общественно опасные действия (бездействие) и наступившее общественно опасные последствия, в отношении которых установлена  его вина» (ч. I ст. V УК). Уголовное законодательство РФ основано на принципе субъективного вменения. Поэтому какие бы общественно опасные последствия  ни были причинены деянием лица, как бы ни был опасен характер совершаемых им действий, лицо не может быть привлечено к уголовной ответственности, если совершило деяние невиновно. Виноватым может быть признано только вменяемое лицо, достигшее возраста уголовной ответственности.

Наказуемость – еще один признак преступления. Наказание является необходимым правовым  последствием преступления.

Таким образом, преступление – это общественно опасное, уголовно противоправное, виновное и наказуемое деяние (действие или бездействие), совершенное лицом, вменяемым и достигшим определенного возраста.

 

 

КОММЕНТАРИЙ

деяние (что?) – действие, поступок, дело

объектированно (в чем?) – доступно для восприятия, материализовано

намерение – желание сделать, совершить что-либо

несовершение (что?)  – отсутствие факта, действия (юрид.)

бездействие (что?)  – отсутствие действий/действий

принуждать – заставлять

принуждение (что?)  

непреодолимый – такой, который трудно преодолеть

покушение (что?)– попытка сделать что-либо незаконное

подлежит  (чему?) уголовной ответственности – должен быть уголовно наказан

вменяемый  (какой?) – способный действовать сознательно и нести ответственность за свои действия (юрид.)

6.     НАЙДИТЕ ОТВЕТЫ В ТЕКСТЕ.

* Могут ли мысли, намерения или желания, которые не имели внешнего выражения и не были реализованы в общественно опасном поступке, признаваться преступлением?

*Что такое деяние с правовой точки зрения?

*В чем состоит пассивное поведение  лица с точки зрения закона?

* Учитываются ли  действия непреодолимой силы, физическое или психическое принуждение лица при определении преступности деяния?

* Существуют ли обязательные признаки преступления с точки зрения права?

* Что означает «общественная опасность»?

* Из какого принципа вытекает виновность?

*На каком принципе основано Уголовное законодательство РФ?

* Что означает «Наказуемость»?

*Возможно ли определение понятия «Преступление»?

 

7. ОТМЕТЬТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ВАРИАНТ

1. Преступление – это:

а) общественно опасное деяние,  объектированное в определенной форме;

б) любое опасное поведение, включая мысли, намерения или желания, которые не имели внешнего выражения;

в) общественно опасное, уголовно противоправное и наказуемое деяние (действие или бездействие).

2. С правовой точки зрения  преступлением считается:

а) активное противоправное поведение субъекта;

б) активное противоправное поведение субъекта, а также отсутствие действия – бездействие;

в) активное противоправное поведение субъекта, а также отсутствие действия – бездействие, вне зависимости от того, был ли он лишен свободы выбора в результате физического или психического принуждения.

3. Конечный момент действия – это:

а) наступление преступного результата, который указан в законе;

б) окончание преступления, наступление преступного результата, который указан в законе

в) или наступление преступного результата, или  последний акт  целого ряда телодвижений, которые в совокупности образуют уголовно наказуемое действие.

4) Общественная опасность означает, что:

а) деяние вредоносно для общества;

б) деяние предусмотрено законом в качестве преступления;

в) деяние предполагает реализацию принципа вины.

5. Лицо подлежит уголовной ответственности за:

а) общественно опасные действия (бездействие) и наступившее общественно опасные последствия;

б) общественно опасные действия (бездействие) и наступившее общественно опасные последствия, в отношении которых установлена  его вина;

в) общественно опасные действия (бездействие) и наступившее общественно опасные последствия, вне зависимости от того, вменяемо оно, или нет.

 

 

 

 

 

 

8. ИСПОЛЬЗУЯ ПРИЧАСТИЯ, ДАЙТЕ СИНОНИМИЧЕСКИЙ ВАРИАНТ ПРЕДЛОЖЕНИЙ.

Образец: Виновность вытекает из принципа вины, который закреплен в Уголовном Кодексе – Виновность  вытекает из принципа вины, закрепленного в Уголовном Кодексе.

1). Конечным моментом действия может считаться наступление преступного результата, который указан в законе. 2) Конечным моментом действия может считаться и  последний акт  целого ряда телодвижений, которые в совокупности образуют уголовно наказуемое действие. 3). Общеобязательность означает непременность выполнения всеми членами общества требований, которые содержатся в нормах права. 4). В момент своего зарождения право представляло свод самобытных правил, которые регулировали сложившиеся экономические отношения. 5). Государства, которые образуют гражданско-правовую семью, развиваются по сходным экономическим закономерностям. 6). Преступление – это виновно совершенное общественно опасное деяние, которое запрещено Уголовным Кодексом под угрозой наказания. 7). Нормы и связи, которые возникают между нормами, должны быть направлены на выполнение регулятивных и иных функций, на достижение единых целей. 8). Право охраняется и обеспечивается государством, а в случае нарушения требований, которые содержатся в нормах права, поддерживается государственным принуждением. 9). Государственное принуждение  должно применяться только уполномоченными на то органами, которые действуют строго в рамках и на основе закона. 10). Ни мысли, ни намерения или желания, которые не имели внешнего выражения и не были реализованы в общественно опасном поступке, не могут признаваться преступлением.

 

9. ДОПОЛНИТЕ СЛЕДУЮЩИЙ ТЕКСТ, УПОТРЕБИВ СЛОВА, ДАННЫЕ В СКОБКАХ В ПРАВИЛЬНОЙ ГРАММАТИЧЕСКОЙ ФОРМЕ.

Наказание является....................................................................................... (необходимое правовое  последствие) преступления. При этом очень важно, что деяние не может рассматриваться как преступное, если человек был лишен.............................................. (свобода, выбор) в результате..................................................................................................................................................... (физическое или психическое принуждение). Существует множество.............................................................................. (различные социальные нормы), но только система.................................................................. (правовые нормы) исходит от..................................... (государство). Деяние может причинять........................(угроза)...........................................(собственность, права и свободы) человека,..........................................................................(общественный порядок и общественная безопасность).

 

10.ВМЕСТО ТОЧЕК ВСТАВЬТЕ ПОДХОДЯЩИЕ ПО СМЫСЛУ ПРЕДЛОГИ. СЛОВА В СКОБКАХ ПОСТАВЬТЕ В НУЖНОМ ПАДЕЖЕ.

Одно правило.......(жизнь) должно быть.........(каждый человек): надо прожить жизнь..........(достоинство). Образованность нельзя  смешивать......................(интеллигентность). Сострадание.......(животные) вытекает.................(один источник)........................(доброе отношение)  к человеку. Без (милосердия) человек лишен одного...........(важнейшие проявления) нравственности. Любовь превращает жизнь..........(бессмыслица) в нечто осмысленное. Делитесь своими знаниями, своим пониманием, заботьтесь..............(те, кто) меньше повезло, чем вам.

 

На главную страницу                                                                                                                       В каталог

 

 

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz