New Page 2
Статьи по лингвистике
Ж. Вардзелашвили
В
каталог
Экзистенциональная природа словесного знака
(Опубликовано:
Русский
язык в Европе: методика, опыт преподавания, перспективы.
Международная конференция МАПРЯЛ
"Преподавание русского языка в новых европейских условиях XXI
века", Верона (Италия). Сборник. Изд.Веронского ун-та, 2005, с. 96-99)
Никто не
должен бояться,
что наблюдение над знаками уведет нас от вещей:
напротив, оно приводит нас к сущности вещей
Г. Лейбниц
Словесный знак имеет семантическое измерение,
которое определяется правилами его применения в той или иной языковой ситуации.
Хотя сказанное не означает, что знак всегда употребляется согласно этому
правилу. Актуальные интерпретации языковых единиц обусловлены интенциями
говорящих, они несут в себе связь с интенсионалом, но отражают не только
понятийно освоенный мир, но и специфику его отражения, как коллективную, так и
личностную. Таким образом, в слове-знаке аккумулируются не только
деннотативно-сигнификативные отношения, но и культурные, аксиологически
осмысленные. Лингвистическая наука в последние десятилетия XX
века развивается не только в логико-прагматическом русле, но и в направлении
философского осмысления языковых процессов, анализа языка в контексте культуры,
что значительно расширяет диапазон лингвистических исследований.
Один из постулатов когнитивной лингвистики
гласит: не только сознательное, но и бессознательное структурировано как язык.
Оно, наряду с сознательным, реализуется в коннотациях, ассоциациях, образах,
возникающих в сознании коммуникантов при вербализации слов-знаков, поднимая
последние до уровня слов-символов, слов-образов. Этот новый уровень отличается
развитием в слове способности лсоотносить и объединять между собой не только
элементы сознания, но и элементы лбессловесного╗ /.../, уводя лот конкретных
референтов в ментальный мир с его образно-понятийными трансформациями╗ (1, с.
467).
Согласно утверждению М. Хайдеггера, лязык Ц
это исходное измерение, внутри которого человеческое существо вообще впервые
только и оказывается в состоянии отозваться на бытие и его зов и через эту
отзывчивость принадлежать бытию. Эта исходная отзывчивость, в истинном смысле
достигнутая, есть мысль╗ (2, с. 140). Мысль, реализующаяся через слово, проходит
в сознании индивида через ментальную процедуру обобщения, а всякое лобобщение,
всякое образование понятия есть самый специфический, самый подлинный, самый
несомненный акт мысли... /.../ Мысль не выражается в слове, но совершается в
слове╗ (3, с. 281-289). Человек понимает не то, что позволяет ему язык, он
вербализует то, что в данной речевой ситуации субъективно актуально для него. В
слове заключен акт когниции, оно аккумулирует результат познания и
систематизации реалий окружающего мира. Слово-знак конституируется процессом
познания, но даже лстрогое словоупотребление допускает свободу означения и
проникновение индивидуальных смыслов╗ (1, с. 523).
Мысль,
лсхваченная╗ знаком, материализуется в слове, разворачиваясь в коммуникационных
потоках. Без названия, без слова, ментальный мир конструирует картину, образ,
фрейм:
лВ уме своем я создал мир иной
И образов иных существованье;
Я цепью их связал между собой,
Я дал им вид, но не дал им названья...╗
(М. Лермонтов).
Этот иной, не названный мир, может
материализоваться через другие факты культуры, но не язык.
Основная
реализация сущностей ментального мира осуществляется в мире материальном через
слово, являющееся посредником, трансфером между миром внутренним и внешним. Как
двустороннее единство, слово является узлом, в котором связывается идеальное и
материальное. Это движение носит взаимно направленный характер: от мысли к слову
и от слова Ц к мысли; это лперетекание╗ идеи в материю и материи снова, к идее (понятию,
концепту). Вся потенциально заложенная в слове энергия, его назначение и
возможности реализуются в дискурсе, речевом акте, предикационной цепи. Так
слово-знак проявляет присущую ему двойственную психическую сущность. Оно
одновременно знак двух измерений: языка и речи, понимаемой, в том числе. и как
индивидуальный лпуть к языку╗, как лсобытие встречи╗ индивида с другими, другим,
своим ля╗ и своим бессознательным (концепции А. А. Потебни, М. М. Бахтина, Л. С.
Выготского, А. Р. Лурии). Степень разведения этих измерений то сближается, то
расходится, высвечивая оппозиции, заложенные в их изначально разных сущностях,
что зависит от подходов и приоритетов исследований, но всегда возвращается к
единству речи и языка, ежеминутно реализующемуся в их жизненном единстве как
каждого индивида, так и человеческого сообщества в целом.
Сущность речевого события Ц высказывание. Именно
в речи происходит то, что М. Мамардашвили охарактеризовал как выворачивание
внутреннего и овнутрение внешнего; это лобласть сращений человека с
отношением к самому себе╗ (4, с. 47), где осуществляется личностно
опосредованное видение мира. лЯзык, превращенный в речь, определяет
исключительно важное для индивида субъективное проникновение во всеобщее поле
сознания и мысли, из которого он, продуктивно сознающий и мыслящий, возвращается
к себе и своей жизни╗ (1, с. 448).
Если
рассматривать реализацию когнитивности в предикационной цепи, то регулятивная
функция языка не только не вступает в противоречие с когнитивной, но оказывается
в тесной связи с ней Ц в процессе предикации сознание реципиента / адресата в
результате лсложения╗ и лразложения╗ образов формирует визуальный образ ситуации,
актуальный для дальнейшей коммуникации. Переосмыслению подвергается и понятие,
закрепленное в сознании языковой личности за данным знаком. В результате
предикации возникает цепь, являющаяся суммой: (понятие + контекстуально
актуальное, личностно осмысленное понятие) + (образ +
индивидуальный образ объективного). Представим ее формулой:
[(а + а1)
=> А] + [(b + b1
+ b2...) =>B],
где a Ц
понятие, а1 Ц личностно осмысленное
понятие, А Ц новое понятие, b Ц образ,
b1,
b2... и т. д. Ц
субъективные образы, проассоциированные в данном контексте, В Ц новый образ.
Представленный
ряд демонстрирует механизм акта когниции, реализующийся в коммуникации. Этот же
механизм осуществляется на более высоких уровнях, когда в когнитивном контексте
(дискурсе) задействованы слова, заряженные особым смысловым и образным
потенциалом, соединения которых не привычны в естественном категориальном
пространстве:
лМожет быть, это точка безумия,
Может быть, это совесть твоя Ц
Узел жизни, в котором мы узнаны
И развязаны для бытия╗
(О. Мандельштам).
Однако в элементах а1
(личностно осмысленное понятие), А (новое понятие),
b1,
b2,
b3 (субъективные
образы), В (новый образ) происходит удвоение составляющих. Автор
энигмы (метафоры, символа) стремится через переосмысленное слово достичь точки
наивысшего эмоционального напряжения. Такие слова высвечивают в референте /
референтах энигматичные зоны, загадки, парадоксы, стимулируя эмоциональные
всплески. Возможность их декодирования предопределена синтезом операций, по
которым они выстраиваются: в них задействовано не только воображение, но и
законы логики. Согласно данным современной психологии, мышление характеризуется
единством осознанного и неосознанного Ц левополушарных понятий и правополушарных
образов, и это единство непрерывно и дискретно. лВ реальном полиориентированном
вербальном процессе различные речевые зоны коры становятся избирательно активны,
взаимодействуют и пораждают подвижные паттерны нейронной активности или лнервные
модели╗ слов, словесных связей, форм и действий. В репродуктивной и продуктивной
речевой деятельности паттерны непрерывно меняют контуры и составляют своего рода
лмозаики╗ или речевую игру на уровне мозга╗ (5, 241).
Художественный
дискурс, тяготеющий к символическому и образному, реализуется в словах-знаках,
используя словесные знания в виде определений, суждений, умозаключений, но
одновременно лобостряет╗ их способность выражать символическое и образное как
результат интеллектуального поиска, как интеграцию в одном понятии
концептуального содержания гораздо большего объема, чем стоящий за поверхностной
идеей смысл, иногда даже парадоксально соотносящийся с первичной идеей. Так
адресат становится активным участником игры-загадки, и личностно осмысленные
понятия, субъективные образы адресанта и адресата становятся одинаково важными
для того чтобы слово-открытие состоялось.
Уникальность
слова как феномена состоит в его способности являться одновременно единицей
всеобщей для данного лингвистического сообщества и уникальной для конкретной
языковой личности. В силу первого фактора оно является единицей общения, а в
силу второго Ц предоставляет индивиду возможность интерпретировать мир. В
совокупности же, как они одновременно даны в слове, эти факторы определяют
экзистенциональность слова. Экзистенция является процессом существования во
времени, в данном, действительном мире. Слово существует в каждом отдельном ля╗,
члене языкового сообщества, существует и развивается вместе с ним: расширяет
понятийное поле, обрастает коннотациями. Оно аккумулирует данные о мире и его
реалиях, в том числе, и через личный опыт отдельного индивида. Конденсируя
личностные когниции, слово фиксирует факт существования индивида: лcogito
ergo sum╗.
Экзистенциональный подход к проблеме лингвистической и когнитивной восходит к
декартовской луниверсальной конкретности╗. Это лнекая точка, непосредственно Ц
поверх и поперек линейно протянутого мира Ц замкнутая на индивида, личная его
повязка на Бога, испытываемого и переживаемого через что-то, что есть
одновременно в самом человеке, в каком-то его лвнутреннем слове╗, лвнутреннем
образе╗, лвнутреннем акте╗ (6, с. 29). Экзистенциональность слова как единицы
языка рядоположена его когнитивности и регулятивности. Сферой реализации
экзистенциональной природы словесного знака является художественный дискурс, в
большей степени из всех разновидностей дискурса открытый для экзистенции, если
экзистенция Ц не существование вообще, но существование через мысль.
Использованная
литература:
1.
Старовойтенко Е. Б. Современная психология. М., 2001.
2.
Хайдеггер М. Время и бытие / Статьи и выступления. М., 1993.
3.
Выготский Л. С. Мышление и речь. М., 2001.
4.
Мамардашвили М. К. Психологическая топология пути: М. Пруст лВ поисках
утраченного времени╗ СПб., 1997.
5.
Психологические и психо-физиологические исследования речи / Под ред. Т. Н. Ушаковой. М., 1985.
6. Мамардашвили М.
К. Картезианские размышления. М., 1993.
В каталог