Hosted by uCoz
ПРИНЦИПЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ЯЗЫКА Статьи по лингвистике

Ж. Вардзелашвили                                                                                                                            В каталог      

ПРИНЦИПЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ЯЗЫКА

 (Опубликовано: Труды Грузинского технического университета. Секция «Русское слово», т. I, Тб., 2001. 

Лексические единицы, образующие лексико-семантическую систему языка, связаны отношениями тождества, сходства, противоположности и пр. Суть лексической системы состоит в иерархических связях и отношениях составляющих ее языковых элементов и их совокупностей. Наглядным подтверждением системности лексики является принципиальная возможность свести всю несвободную сочетаемость к ограниченному количеству основных типов семантических категорий, лексических функций.

Лексические функции понимаются как набор универсальных смыслов, как регулярное значение метафорических сочетаний. Так, в словосочетаниях з о л о т о волос, з о л о т о лимонов, з о л о т о смеха лексема з о л о т о  выражает стандартные смыслы «цвет», «блеск», «звон» в зависимости от микроконтекста, создаваемого вторым компонентом словосочетания, в котором лексема «золото» – первый компонент. Несвободные компоненты словосочетаний выражают стандартные смыслы; различия зависят от сочетания, в котором они функционируют.

Значение метафоризируемого слова включает в свою структуру такие компоненты, которые позволяют характеризовать одно и то же понятие с разных сторон, высвечивая те или иные связи между понятиями. Роль собственно семантических и коннотативных признаков в содержательной структуре слова при исследовании системности лексики заключается в том, что они  с полным правом могут служить основанием для объединения слов в определенной совокупности, функционируя в качестве лексических категорий. Системность лексики проявляется в закономерностях, регулярно повторяющихся отношениях ее единиц. Все  взаимообусловленные элементы языка находятся в словарной системе в разнообразных отношениях друг к другу, определенным образом взаимодействуют между собой, образуя широчайший спектр лексико-семантических объединений.

Заметим однако, что, взаимодействуя с лексико-семантической системой, слово сохраняет свою индивидуальность, отличающую его от других в многогранной системе языковых отношений. Слово - предельная единица языка, оно многомерно, его значимость «складывается из множества отношений данного слова к другим словам в разных аспектах и разных подмножествах» (Литвин 1989, с.14) и определяется не только языковыми факторами, но и «экстралингвистическими (соотнесенность слова с предметным рядом и сфера общественного функционирования») (Уфимцева 1986, с.54).

Анализ только отношений элементов не может, конечно, показать сущность самого языка, вскрыть внутренние диалектические противоречия в системе языка. Но изучение связей между отдельными лексемами позволяет понять механизм функционирования языковой системы, в первую очередь, лексической. «Отличительной особенностью лексико-семантической системы является то, что единство системы… обеспечивается принципом интегрирования (суммарного накопления) единиц предельного членения (значений слов) в более сложные единства» (Уфимцева 1986, с.43). Поэтому, если мы анализируем отдельное слово или лексико-семантическую систему в целом, путь исследования в обоих случаях лежит через лексико-семантические подсистемы (микросистемы) - синонимические, антонимические и другие группы слов.

Очевидно, что нельзя познать адекватно сущность слова, не обращаясь ко всей лексико-семантической системе, как нельзя исследовать и лексико-семантическую систему в целом, «игнорируя слово как основную ее единицу» (Уфимцева 1986, с.45). Именно поэтому одним из плодотворных методов исследования системности языка является метод поля- лексического, семантического, функционально- семантического. Исследование лексики языка по семантическим полям – необходимый этап работы в этой области, поскольку каждая дискретная единица (слово) словарного состава языка представляет собой сложное многоаспектное явление, или иначе говоря «в каждом слове бездна пространства» (Гоголь. О языке Пушкина). Следовательно, путь к изучению словарного состава с точки зрения смысловых связей должен лежать через выявление этих связей между дискретными единицами в составе всего целого.

               Одним из признаков системности лексики, как известно, является ее способность объединяться в разнообразные группы слов. Любая классификация лексем обуславливается целями, задачами, принципами и аспектами исследования. Так, Л. М. Васильев, классифицируя глагольную лексику в семантическом аспекте, выделяет три с необходимостью дополняющих друг друга принципа ее группировки:

1)     денотативный (или тематический);

2)     парадигматический;

3)     синтагматический   (Васильев 1987, с.39).

Эти принципы приложимы, по нашему мнению, и к группировке имен существительных, поддающихся процессу метафоризации. В псхолингвистике применяется также ассоциативный принцип (Леонтьев 1987, с.45).Тематический или денотативный принцип, основанный на экстралингвистических факторах, является наиболее традиционным. Он учитывает «онтологическое расчленение предметов, признаков, свойств, действий, процессов, событий и состояний, отраженное в структуре языка» (Васильев, с.39). Парадигматический принцип, перекрещиваясь с денотативным, учитывает не только тематический аспект, но и сигнификативный, т.  е. в значениях слов анализируются не только вещественные компоненты, но и категориальные, собственно языковые. Парадигматические классификации лексических единиц осуществляются способом вычленения в значениях слов (при сравнении их с идентификатором) тождественных и дифференциальных компонентов. Синтагматический принцип основан на учете количества и качества валентностей слов. Вне зависимости от принципа классификации лексических единиц значительную помощь оказывает метод компонентного анализа. Известно, что в соответствии с уровнями содержания слова различают лексические, грамматические и словообразовательные семы.

Предметом нашего исследования являются метафорические номинации (имена существительные), следовательно, семный анализ проводится нами на уровне лексем. Разграничивают семы  идентифицирующие и дифференцирующие. Первые лежат в основе тождества элементов лексико-семантического поля, входят в значения всех членов поля, в дифференцирующие семы включаются значения не всех членов группы. Именно эти семы обеспечивают семантические оппозиции членов любых семантических классов слов. Эти семы выявляются путем противопоставления их значению доминанты, а также друг другу и путем комбинации того и другого метода.

          В структуру значения входят и абстрактные грамматические семы. Абстрактные семантические категории выступают по отношению к конкретным семам как «сверхсемы», как родовые понятия к видовым, обеспечивая образование классов и подклассов различной степени сложности. Идея иерархически упорядоченной компонент- 

ной организации значения находится в тесной связи с концепцией поля: доминирующая (идентифицирующая для данного класса) сема является обоснованием для объединения семем в поля, дифференциальные же семы обуславливают «существование системы оппозиций» (Богданов 1977, с. 19-20) между элементами поля. Выделение компонентов значения осуществляется главным образом операционно, т. е. основывается на дефинициях толковых словарей, где «значение- отдельная рубрика в толковом словаре, а компонент значения- отдельное слово в этой рубрике» (Караулов 1976, с.183).

               Исследуя семантические соотношения между лексическими единицами – метафорическими номинациями, следует использовать различные принципы классификации, ставя во главу угла компонентный анализ. При этом внутренняя структура описываемой лексики, подвергающейся метафоризации, анализируется посредством «идентификации слов снизу» (Васильев 1971, с.183), т. е. посредством анализа семантических микросистем (синонимических, антонимических групп) и их последующего объединения с помощью идентификаторов в более крупные семантические классы.                                              

Выявление семантических связей между лексическими единицами метафорической системы лексики даст возможность проследить функционирование языкового механизма в речи. Анализ семантических связей между словами, вовлекаемыми в процесс метафоризации, позволяет эксплицировать интуитивно выделенные их лексико-семантические группы и подтвердить наличие системности в метафорическом составе языка, определенной структурации лексико-семантической его системы.

                                          

Л и т е р а т у р а:

     1.     Апресян Ю. Д. Лексическая семантика: синонимические средства языка. М. , 1995 /2-е изд./ .

2.     Богданов В.П. Семантико-синтаксическая организация предложения. Л., 1977.

3.     Васильев Л. М. Единицы семантической системы языка. // Вопросы семантики. М. , 1971.

4.     Гоголь Н. В. О языке Пушкина. // Русский язык в школе. № 1, 2001

5.     Караулов Ю. Н. Общая и русская идеография. М., Наука, 1976.

6.     Леонтьев А.А. Психолингвистика. М., 1987.

7.     Литвин Ф.А. Экспрессивность как свойство лексико-семантической группы. // Экспресситвность лексики и многозначность слова в языке и речи. М., 1989.

8.     Уфимцева А. А. Лексическое значение. Принцип семиологического описания лексики. М. ,1986.

  В каталог    

Hosted by uCoz
Hosted by uCoz