Hosted by uCoz
Виды коммуникации. Коммуникация как языковая проблема
Hosted by uCoz
Без названия 4

(на предыдущую стр.)                       (в оглавление)                       (на следующую стр.)

 

Лекция 8

Виды коммуникации. Коммуникация как языковая проблема

 

Коммуникация как сфера научного знания имеет длительную историю, и об этом говорит, к примеру, тот факт, что у этого термина – огромное число определений.  Так, американский психолог Ю. Рюш (Jurgen Ruesch) выделил более сорока подходов к этому понятию в различных областях знания, включая антропологию, социологию, политологию, психологию, языкознание и т.д. А это свидетельствует о том, что с проблемами коммуникации сталкиваются специалисты различных отраслей человеческой деятельности.

Проблемы исследования коммуникативных процессов входят в число наиболее актуальных проблем для человечества. «Именно «центральное положение коммуникаций в истории человечества, – пишет  ведущий теоретик в области изучения массовой коммуникации Эрик Барноу, –  убедительно объясняет, почему такие различные отрасли познания, как антропология, искусство, образование, этнология, история, журналистика, право, лингвистика, философия, политология, психология и социология, – все тяготеют к изучению коммуникационных процессов...»[1].

В широком понимании^  

Коммуникация – это передача сообщения, обмен мыслями, информацией, т.е. – общение.

Во время коммуникации при помощи знаков происходит передача некоторого содержания от одного сознания (коллективного или индивидуального) к другому.

Коммуникация представляет собой социальный процесс. Она выполняет связующую функцию в обществе.

Коммуникация происходит не только в человеческих социальных системах: определенного рода коммуникация характерна для животных (пение птиц, язык пчел и т. п.). Мы также используем понятие «коммуникация», когда  говорим о совокупности технических средств, механизмов, созданных человеком (транспорт, телеграфные и телефонные сигналы, компьютерные системы и т. п.).

Но сегодня нас интересует именно человеческая коммуникация.

Человеческая коммуникация может осуществляться как вербальными, так и невербальными средствами, например, визуальными: кино, живопись и т.д.). Выдающийся культуролог и писатель Умберто Эко понимает коммуникацию очень широко: «Культура есть по преимуществу коммуникация». Однако более распространена точка зрения, согласно которой  Все, что окружает человека, включая культуру,  – это коммуникативная среда.

Но именно вербальная (устная и письменная разновидности) является для человека основной, универсальной  формой общения, кодирования и передачи информации.

Еще в 1928 году английский литературный критик И. А. Ричардс (I.A.Richards) определил человеческую коммуникацию следующим образом: “Communication takes place when one mind so acts upon its environment that another mind is influenced, and in that other mind an experience occurs which is like the experience in the first mind, and is caused in part by that experience”. «Коммуникация имеет место, когда одно человеческое сознание так действует на окружающую его среду, что это влияние испытывает другое человеческое сознание, и в этом другом сознании возникает опыт, который подобен опыту в первом сознании, и вызван в какой-то мере этим первым опытом».

Классической формулой коммуникации, которая встречается в большинстве пособий по теории коммуникации, принято считать определение, данное американским исследователем  Гарольдом Д. Лассвеллом (H.D.Lasswell): “Who says what to whom in which channel with what effect?. Дословный перевод звучит следующим образом: «Кто, что говорит кому, по какому каналу, с каким эффектом?».

Получается, что очень важно, какую функцию осуществляет коммуникация. Эта функция реализуется в речевом акте. Давайте посмотрим, какие функции реализуются в процессе коммуникации, т. е. какие бывают речевые акты. Но прошу вас помнить всегда, что расщепление процесса коммуникации на отдельные акты носит условный характер. Функции коммуникации могут быть выделены только в исследовательских целях, поскольку в реальном процессе коммуникация предполагает «пересечение» функций и смену ролей адресанта и адресата.  поскольку коммуникация представляет собой континуум, непрерывное взаимодействие в процессе общения.  Приведем функции сообщений и коммуникативных актов, которые с прагматической точки зрения выделены Р. Димблби и Г. Бертоном:

·        предупреждение

·        совет

·        информация

·        убеждение

·        выражение мнения

·              развлечение (Dimbleby R., Burton G. More Than Words. An Introduction to Communication 1998).

Сюда можно добавить функции, которые выделяют другие ученые: эмотивная, конативная, референтная, поэтическая, фатическая, метаязыковая. В отдельных актах коммуникации реализуются управленческая, информативная, эмотивная и фатическая (связанная с установлением контактов) функции (Назаретян 2006). А. А. Леонтьев выделяет также магическую (заклинания) и этническую функции. Повторим, что количество функций носит условный характер.

Когда коммуникативный процесс является объектом анализа, его удобно представлять в виде модели. Их достаточно много –различных моделей, в которых схематически воспроизводятся его составные элементы и функциональные характеристики. Помимо уже представленной формулы Лассвелла, широкое распространение в различных научных дисциплинах получили модель К. Шеннона (для лингвистики интерес представляет введенное им понятие «избыточности языка») и модель Маршалла Мак-Люэна (главное в коммуникации – канал передачи, по которому она осуществляется).

 Для языкознания эти идеи были интерпретированы Романом Якобсоном.  Так,  по Якобсону, в речевом событии участвуют адресант и адресат, где от адресата к адресанту направляется сообщение, которое передается с помощью кода.

 

Контекст

Сообщение

Говорящий Слушающий

Канал

Код

 

Что имеется ввиду, когда говорят «контекст»? Это – содержание сообщения и ситуация, в которой производится высказывание.

Канал – это вид коммуникации, письменный или устный.

Код – это язык, на котором производится высказывание.

 Как отмечает В. Б. Кашкин, «Модель Якобсона в различных ее вариантах применяется в лингвистике как для анализа функций языка в целом, так и для анализа функционирования отдельных его единиц, производства речи и текста. Но вы могли заметить, что здесь не выделяется специально понятие «цель», такое важное для коммуникации. То есть намерение, интенция, для чего человек вступает в общение. В 20 веке работы же Грайса, Стросона и Сёрля открыли новое направление, которое иногда называют интенционализм, поскольку они учитывают исходную интенцию (намерение, субъективное значение) говорящего и интерпретацию (в меньшей степени) слушающего, воздействие на него»[2].

На понимание сущности процесса коммуникации большое влияние оказали идеи  М. М. Бахтина, утверждавшего, что обязательным признаком любого высказывания является его адресованность: без слушающего нет говорящего, без адресата нет адресанта. И второе: всякое высказывание приобретает смысл только в контексте, в конкретное время и в конкретном месте.

Идеи Бахтина получили развитие в концепциях Р. Барта, Ю. Кристевой, в мировой лингвистике, философии, литературоведении, в теории коммуникации.

Роллан Барт выдвинул гипотезу о том, что слово представляет собой лишь возможность значения –  оно получает значение только в конкретном тексте, и это представление в известном смысле разрушает существующие четкие модели коммуникации, основанные на идее «передача→восприятие» (например, модель Шеннона). А Юлия Кристева выдвинула и развила гипотезу о цитатной мозаичности всякого текста (интертекстуальность), из чего следует, что получатель сообщения становится его косвенным соавтором. Интертекстуальные аллюзии воспринимающего субъекта оказывают влияние на восприятие передаваемой информации, на интерпретацию сообщения, на получение желаемого эффекта, т.е. на  цель речевого события.

Различают процесс коммуникации и составляющие его акты.

Каждый из видов коммуникации как обязательный компонент содержит цель, тот результат, на который направлена коммуникация. Комплекс коммуникативных актов, объединенных общей задачей и ситуативными условиями, некоторые исследователи называют «коммуникативным событием». В сфере бизнеса это может быть презентация, в сфере политики – визит политического деятеля, в образовательной сфере – лекция и т. п.

Развитие средств связи и информации привело к возникновению явления массовой коммуникации, а, к примеру, интерес к человеческой составляющей производственной деятельности поставил вопросы коммуникации в сфере менеджмента.

 «Происходящая в современном мире глобальная трансформация индустриального общества в информационно-коммуникативное общество сопровождается не только проникновением коммуникации во все сферы жизнедеятельности общества, возникновением и развитием качественно нового типа коммуникативных структур и процессов, но и глубоким переосмыслением коммуникативной природы социальной реальности..., современных изменений в социально-коммуникативной сфере, места и роли коммуникаций в развитии общества» (Василик 2004. с. 4).

Если коммуникация – это процесс передачи сообщения, информации, то все более актуальным становится и известный афоризм: «Кто владеет информацией, тот владеет властью».

Давайте посмотрим, какие бывают виды коммуникации?

Базовые

(преимущественно совпадают у разных авторов)

Дополнительные

(варьируют у разных авторов)

·        интраперсональную (внутренний диалог, восходит к теории внутренней речи Л. С. Выготского);

 

·        межкультурную (коммуникация между носителями разных культур; может быть как межличностной, так и групповой, включая все ее разновидности);

·        межличностную (двое или более коммуникантов; сочетает вербальную и невербальную формы, например, паралингвистические средства);

 

·        международную (на уровне международных контактов, включая дипломатию) и глобальную

----------------------------------↓

·      кросс-культурную (в зависимости от толкования может быть понята как межкультурная, как международная, либо как их  синтез – глобальная)

·              групповую (внутри отдельной группы или между группами, а также по схеме «коммуникант и группа», например, интервью политического деятеля);

·        организационную (коммуникация в деловой и производственной сфере) и бизнес-коммуникацию;

 

·        массовую (отправителем может быть один коммуникант, а получателем – масса; учитывается, как правило, средний получатель, либо электорат в целом (в ходе предвыборной кампании); специфика задается каналом коммуникации – пресса, радио, телевидение);

----------------------------------↓

·        публичную (межличностная, например, лектор, общественный деятель – аудитория);

·      политическую (структурирует политическую деятельность; осуществляется как между индивидами. так и между управляющими и управляемыми);

·        виртуальную (может быть межличностной, групповой; может иметь характеристики массовой; специфика задается каналом коммуникации, основанном на компьютерно-коммуникационных технологиях)

·      бытовую (преимущественно межличностная; содержит возрастной и гендерный компоненты)

 

 

Коммуникативный акт предполагает выбор коммуникативных стратегий, коммуникативной тактики и коммуникативных намерений, определяющих коммуникативное поведение индивида. Следовательно, центром исследований проблемы коммуникации становится индивид, языковая личность.

Термин «языковая личность» был введен в научный обиход Ю.Н. Карауловым (1987).   Языковая личность как предмет лингвистического изучения представляет собой  «обобщенный образ носителя культурно-языковых и коммуникативно-деятельностных ценностей, знаний, установок и поведенческих реакций» (Карасик 1996, с. 3). Но сейчас достаточно часто встречается термин «коммуникативная личность», Коммуникативная личность – это коммуникативная компетенция индивида, которая состоит из

·        индивидуальных коммуникативных стратегий и тактик,

·        когнитивных,

·        семиотических,

·        мотивационных предпочтений,

сформировавшихся в процессах коммуникации

 (см.: Кашкин 2007)

Встречается и термин «коммуникативный паспорт» индивида (Стернин).

Коммуникативная личность обладает собственным коммуникативным опытом и коммуникативными навыками.

Ведение в научный анализ этой абстракции связано с логикой развития языкознания, «предмет изучения в которой последовательно сдвигался от исследования формальных языковых структур к анализу их содержания, затем – к осмыслению функционирования содержательных языковых единиц в речи, затем – к определению их места, специфики и динамики в культурной среде и сознании человека» (Карасик 2007, 78).

Центральное положение коммуникаций в истории человечества убедительно объясняет, почему такие различные отрасли познания, как

·        антропология,

·        искусство,

·        образование,

·        этнология,

·        история,

·        журналистика,

·        право,

·        лингвистика,

·        философия,

·        политология,

·        психология и социология,

– все тяготеют к изучению коммуникационных процессов...

Эрик Барноу

 

·         Коммуникация – это передача сообщения, обмен мыслями, информацией, т.е. – общение.

·         Во время коммуникации при помощи знаков происходит передача некоторого содержания от одного сознания (коллективного или индивидуального) к другому.

·                    Коммуникация представляет собой социальный процесс. Она выполняет связующую функцию в обществе.

 

Все, что окружает человека, включая культуру,  – это коммуникативная среда.

Но именно вербальная (устная и письменная разновидности) является для человека основной, универсальной  формой общения, кодирования и передачи информации.

 

 Communication takes place when one mind so acts upon its environment that another mind is influenced, and in that other mind an experience occurs which is like the experience in the first mind, and is caused in part by that experience”.

I.A.Richards

«Коммуникация имеет место, когда одно человеческое сознание так действует на окружающую его среду, что это влияние испытывает другое человеческое сознание, и в этом другом сознании возникает опыт, который подобен опыту в первом сознании, и вызван в какой-то мере этим первым опытом».

И. Ричардс

 

 

 

Классическая формула коммуникации

 

Who says

what to whom in which channel with what effect?

 

  H.D.Lasswell

 

Кто

что → говорит кому → по какому каналу → с каким эффектом?

Г. Д. Лассвелл

 

Функции сообщений и коммуникативных актов

( выделены Р. Димблби и Г. Бертоном)

·        предупреждение

·        совет

·        информация

·        убеждение

·        выражение мнения

·        развлечение

Dimbleby R., Burton G.

More Than Words. An Introduction to Communication

 

 

 

 

Коммуникативная личность – это коммуникативная компетенция индивида, которая состоит из

·        индивидуальных коммуникативных стратегий и тактик,

·        когнитивных,

·        семиотических,

·        мотивационных предпочтений,

сформировавшихся в процессах коммуникации

 


[1] электронный ресурс; режим доступа: http://www.vestnik.ipk.ru/index.php?id=1555; дата доступа: ноябрь 2011.

[2] тамже

 

(на предыдущую стр.)                       (в оглавление)                       (на следующую стр.)

Hosted by uCoz